На главную
 
Новости группы История группы Дискография Тексты Фото музыкантов
История сайта Люди и город Форум Гостевая Карта сайта
 
   Питер
 Люди
 и не только...
 

 
Мифы и реальность готики
(c) Acantharia

Введение

Чем больше я узнаю готическую субкультуру, тем больше в ней разочаровываюсь. Как выяснилось, следует различать готику в идеале и готику в реале - это абсолютно разные вещи. Причем поначалу, при взгляде из очень дальнего далёка, человек непосвященный видит готику идеальную; истинное же ее лицо открывается только после длительного подробного изучения и знакомства с готами. В данной работе излагаются результаты годового исследования готической субкультуры.


Глава первая. Теоретическая часть: готика в идеале

Идеальная готика (почти что идеальный газ...) - это в первую очередь своеобразная эстетика, и еще основанная на ней изысканная, многогранная и аристократичная культура, скорее даже похожая на мировоззренческую концепцию. Ее квинтэссенция - изящная и холодная красота, способность видеть эту красоту во всем. Идеальный гот - в первую очередь эстет и романтик (в понимании XVIII века - см. Приложение 1), утонченная и творческая натура. В общем, как сказал мой брат, "настоящий гот - это возвышенное существо, а не суицидальный психопат".


Глава вторая. Практическая часть: результаты наблюдений

§1 Среднестатистический гот

Идеальная готика, как выяснилось, явление почти такое же гипотетическое, как идеальный газ. Ее представители, может, и встречаются в реальности, но в исчезающе-малом количестве, так что могут быть идентифицированы как аномалусы с максимально большим отклонением от среднеготского норматива.

В нормативе же нет ни капли той свободы и красоты, что свойственны готике в идеале.

Реальная готика (как, впрочем, любая "массовая субкультура") - это жесткий свод правил и предписаний, строго регламентирующий каждую сторону готического бытия и направленный на создание у верноподданных чувства свободы от общественного порядка. Первое, и главное из этих правил - необходимо всем своим видом демонстрировать заинтересованность в смерти.

  • Черный цвет форева рулезз! Одежда, аксессуары, среда обитания, время суток, даже интернет - и то должен быть черным, "потому что это готично! а иначе страдает их готическая душа" (например, если дизайн сайта светлый). Черный цвет - цвет ночи...
  • Унылое лицо.
  • Анхи, кресты, черепушки, могилки, гробики и прочая прочая. Без символики смерти и разложения гот - не гот.
  • Ритуалы поклонения смерти и разложению: посиделки на кладбищах, прогулки по заброшкам и отшибам.
  • Мировоззрение по схеме "меня никто не любит, все хотят меня обидеть, все заблудились, один я не заблудился, поэтому я лучше уединюсь от всех подальше, предварительно сказав им все, что о них думаю".
  • Форма межполовых взаимоотношений - Вечная любовь, которая побеждает смерть (то есть они так любят друг друга, что даже смерть не разлучит их).
  • Герои мифов и легенд - обязательно из загробного мира, ну или хотя бы из дурдома (видимо, там все равно уже не жизнь). Больше всего в почете вампиры.
  • Среднестатистический гот - это тинэйджер в состоянии подросткового депрессняка, серенький, узколобый, с неразвитыми коммуникативными навыками, с кучей комплексов и не в ладах с родителями. И еще с хроническим отсутствием чувства юмора и тотальной обидчивостью (к слову, именно у готов я впервые за всю семилетнюю историю интернет-общения получила баны). Можно предположить, что выбор такого тинэйджера падает именно на готику в силу видимой простоты приобщения к ней - достаточно одеться в черное и обвешаться анхами, и уже можно считать себя готом, благо депрессняк и без того есть. Сразу пропадает необходимость от этого депрессняка избавляться; так же отпадает необходимость совершать какую-то душевную работу - любые интересы и душевные чаяния подменяются следованием канонам. В результате получаются неприятные и сложные в общении, непросвещенные и ограниченные персонажи, объединенные стремлением упрощать методы ухода от своих проблем с самоидентификацией и поиском места в обществе.

    Таким образом, усредненная готическая субкультура - это искусственное объединение, основанное не столько на притяжении к какому-то "полюсу", сколько на отталкивании и отгораживании каждого персонажа по отдельности от такого "полюса", которым в данном случае является социум.

    Зато очень приятно бывает посреди этой беспросветной тьмы встретить настоящего гота =)))!


    §2 О взаимоотношениях готики со своим флагманом

    Отсюда и далее под понятием "гот" будет пониматься полученный на практике среднестатистический вариант.

    - "Прлан действей готоотбирательнай камисии ищьо праходед праверку и скора уйдедъ на пичьать самаво Тила Вульфа
    - Хачу паинтирисавацца пичать будит ставить сам Тила Вульфа? Иба я аднажды слышал что эта личнасть на столька гатична что существует толька в нишым ваапражении...
    как мине гаварили эгрэгариально-пост-панк-модернистской-бох..."

    Из разговора интернетчегов

    "настоящим готом может стать любой интересный, разносторонне развитый человек, которому нравится чёрный цвет и подводка для глаз..."
    sparrow_lied

    Повышенный интерес к готике, продуктом которого, собственно говоря, и является это исследование, пробудился во мне благодаря открытию Лакримозы. Однако, как выяснилось, такое начало знакомства сильно сбивает с толку. В конце концов результаты наблюдений привели меня к выводу, что сей единогласно всеми признанный флагман всех готов на самом деле имеет к готике весьма опосредованное отношение.

    Судя по всему, мнение о сверхготичности Лакримозы очень консервативно и восходит своими корнями к далеким временам ее первого альбома. Не спорю - в те времена Тило на 99% соответствовал понятию гота. Для этого имелись все необходимые атрибуты, за исключением разве что анхов и черепов: невероятный прикид черного цвета, беспросветно депрессивные песни о том, что его никто не любит, и весь мир про него забыл, и жизнь кончилась и прочая, прочая, чем обычно страдают среднестатистические готы. Одним словом, бебик.

    Но здесь действует один очень важный фактор: первый альбом писался в нежном возрасте 19 лет - в самый разгар подростковой депрессии - и в скором времени начались вполне закономерные изменения в сторону просветления. А потом появилась Анна Нурми, и на этом ранняя Лакримоза закончилась, и вместе с ней закончились готические каноны. Отныне дуэт вырабатывает неповторимый стиль во всем, начиная с музыки и заканчивая наружностью - это союз двух темных эстетов, для которых важнейшей и единственной ценностью является красота.

    Музыка зрелой Лакримозы не имеет ничего общего с тем жанром, который в далекие восьмидесятые рок-журналы окрестили готикой. У нее совсем иное - более полное и завершенное - звучание. В ней представлен весь спектр эмоций: не только мрачность, но и светлая грусть, и агрессия, и задумчивость, и даже радость; причем песни в мажоре так же глубоки и волнующи, как песни в миноре, что довольно редко удается в музыке. Я бы описала этот стиль как "арт-рок по-немецки" - поток сознания с отличительным для немцев стремлением к осмыслению и упорядочиванию.

    Наружность Лакримозы, по крайней мере по началу, несколько проще вписывается в готику, хотя и здесь главным мотивом является не стремление следовать ее канонам, а сугубо личное чувство вкуса. Это скорее вольная импровизация на тему классической манеры одеваться. До совершенства доводятся малейшие детали внешности, будь то причесон, боевая раскраска или фенька. Единственный раз появился на Тило маленький крестик с черепушкой, и на этом готский фетиш в Лакримозе заканчивается. Даже черные волосы достались Тилусу от природы, а не от химии.

    Но если он хотя бы некоторое время носил ирокез и закрашивался черной помадой (видимо, чтоб придать более внушительный вид своей ангельской мордашке), то его Драгоценная Супруга* вообще не похожа на готессу; ее стиль - это женственность в лучших традициях середины 20 века. Она сдержанно-доброжелательна и величава, словно львица, и держится с достоинством королевы.

    И, наконец, последнее: по поведению Тило является полным антиподом среднестатистического гота. Он улыбчивый, общительный и полный жизни молодой человек; искренне восхищается своей женщиной; иногда жалуется на то, что родичи и друзья предпочитают общение музыке; воспевает любовь и то счастье, которое она приносит; на своем оффсайте ведет "ЖЖ", который заполняет массой восклицательных знаков и восторгов по поводу концертов, рождественских праздников и вообще всего светлого и прекрасного, что есть в мире. Он обращен к свету и жизни, а не к тьме и смерти.


    Выводы

    Лакримоза может быть флагманом готики, но то только в ее идеальном понимании. Боюсь, если план готоотбирательной комиссии действительно отправится на печать к Тило Вульфу, то субкультура немедленно прекратит свое существование, поскольку 99% ее кадров незамедлительно уйдет в отставку.


    Послесловие

    Несмотря на жестоко-бесстрастный голос статистики, показывающий подавляющее численное превосходство бебиготов, автор предпочитает сохранить идеализированные взгляды и признает настоящими готами соотвествующее идеальной готике меньшинтсво.


    * Не доказано. Факт женитьбы не подтвержден ни одним официальным источником... только глаза на фотографиях... - Прим. Zlatoglazka.

    Приложение 1: О различиях романтики и романтизма

    Есть романтика, а есть романтизм. Точнее, обычно второе понятие именуется все тем же словом "романтика", и в силу этого возникает путаница, требующая разбирательства. Я введу дополнительное обозначение "романтизм" для облегчения задачи.

    1. Как выяснилось, определение слова "романтика" вообще отсутствует в толковых словарях. Так что придется проводить границы понятий самостоятельно. Романтизм в этих определениях все-таки присутствует, хотя не в том виде, в каком хотелось бы: романтизм в большой советской энциклопедии. Приведу избранные цитаты из статьи:

    "Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского romance через английский romantic (романтический)...

    Р. - в традиционном, конкретно-историческом значении этого слова - явился как бы высшей точкой антипросветительского движения... Разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали и проповедовали (как самое "естественное" и "разумное"!) лучшие умы Европы, постепенно разрослось до "космического пессимизма". ...

    Возможности социального совершенствования казались утраченными навсегда; мир предстал "лежащим во зле": материальный мир затемнён силами распада, в человеке воскресает "древний хаос", в практике торжествует "мировое зло". Внутренняя тема "страшного мира" (с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью судеб, тоской вечного однообразия повседневной жизни) прошла через всю историю романтической литературы, воплотившись наиболее явственно в специфическом "чёрном жанре" (в предромантическом "готическом романе" - А. Радклиф, Ч. Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока", - З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. ...

    Однако Р. глубоко осмыслил и ярко выразил идеи и духовные ценности полярные "страшному миру". По замечанию Ф. Шеллинга, у ранних немецких романтиков человеческий дух был раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно. От Р. в целом неотделим провозглашенный и пережитый "энтузиазм" - чувство сопричастности развивающемуся и обновляющемуся миру, включенности в стихийно-безостановочный поток жизни, в мировой исторический процесс, ощущение скрытого богатства и неисчерпаемых возможностей бытия. Глубине и всеобщности разочарования в действительности, в возможностях цивилизации и прогресса полярно противополагается тяга к "бесконечному", к идеалам абсолютным и универсальным. ...

    Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще, минувшие исторические эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далёких стран и народов. Низменной материальной практике противопоставляли они сильные страсти (романтическая концепция любви) и жизнь духа, в особенности высшие её сферы: религию, искусство, философию."

    Особо прошу обратить внимание на последние два абзаца. Из последнего, на мой взгляд, становится ясно, откуда вылезла романтика во втором ее значении.

    2. Теперь попытаюсь сформулировать, как мне видятся различия романтики и романтизма. Если попытаться сформулировать кратко и выразить только самую суть, то романтика - это что-то, волнующее душу. Однако на таком основании появилось два различных явления.

    Все мы сталкивались с тем, что человечество делится на две неравные половинки: попсоголиков (составляющих подавляющее большинство) и интеллигенцию (иного термина подобрать не смогла). Различия между ними заключаются в превалирующей модели поведения: у первых главенствует половой инстинкт, а у вторых - любопытство и жажда непознанного, в силу чего последние намного более разносторонне мыслят и живут.

    На почве половой любви попсоголики взрастили себе из романтики слащавую сахарную вату: сердечки, посиделки в обнимку, розовый цвет, бесконечные поцелуйчики, "У моей подружки маленькие ушки, зато остальное у нее большое"... все такое радостное, светлое и положительное. В общем, они имеют право называть это романтикой, потому что именно это волнует их маленькие души.

    В отличие от этого, романтика интеллигентов носит скорее темную окраску - неизведанное, недостижимое, далекое, все, что открывает простор для мысли и фантазии. Романтизм, выходящий за пределы литературного жанра.

     

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru